Татуировки жителей западной Европы

В Америке доколумбовой эпохи татуирование и рубцевание было неотъемлемой частью жизни, о чем свидетельствуют письменные источники и археологические находки (скульптуры, глиняные фигурки). Ярким примером могут служить необычные татуировки майя.

Когда в 1519 году испанцы высадились на побережье Америки и увидели местных воинов, то были ошеломлены их внешним видом: необычными головными уборами и одеждой, украшенными нефритовыми пластинками и перьями, удивительными прическами, ужасными нательными орнаментами и рубцами. Так как европейцы еще не были знакомы с татуировкой, то они решили, что она каким-то образом связана с дьяволом.

Впоследствии испанцы фиксировали в своих отчетах, что дикари не только поклоняются своим ужасным богам, но и наносят на свои тела их изображения, которые не смываются. Европейцы приходили в ужас от столь «поражающего воображения варварства» и находили подобные росписи омерзительными.

Однако у местного населения татуирование тела было явлением вполне обычным. Нательные изображения наносились с религиозными целями: в честь богов индейцы приносили жертвы и делали татуировки. У майя имелось даже божество татуирования по имени Акат, которое также считалось духом жизни и отвечало за рост и развитие растений.

У отважных воинов было принято после очередной победы делать на теле новую наколку. Поэтому у самых смелых, а также старых и опытных воинов тело было сплошь испещрено замысловатыми узорами.

Согласно историческим источникам, майя делали татуировку и рубцевание путем процарапывания и прорезания предварительно окрашенной кожи. Б раны втирали приготовленные особым образом составы на основе глины. В результате после заживления на коже появлялись рубцы, образующие различные геометрические и символические орнаменты.

Наибольшее распространение шрамирование и татуирование получило среди мужского населения. Рубцы и татуировки служили предметом гордости, показателем храбрости и доблести мужчины. Юноши до свадьбы делали себе небольшие татуировки. Не имеющие татуировки подвергались осмеянию, так как ее отсутствие считалось постыдным.

Женщины также делали себе татуировку, Они наносили ее на область от шеи до пояса, кроме груди (из-за кормления). У них нательные узоры отличались особой красотой и изяществом.

Татуировку использовали не только с декоративной и ритуальной целями, но и в качестве наказания. Нарушившим закон на лице делали наколки ото лба до подбородка в виде полос.

Кроме татуирования и шрамирования, майя широко использовали нательную живопись, пирсинг и даже деформацию отдельных частей тела. Так, например, у майя считалось нормальным иметь череп неправильной формы и косоглазие. С этой целью новорожденным к голове привязывали дощечки, а чуть позднее — бусинки или ленточки для развития косоглазия.

Для придания особой красоты жители прокалывали себе мочку уха и растягивали ее так, чтобы носить украшения, достигающие в диаметре. Прокалывали также нижнюю губу, носовую перегородку, крылья носа, подпиливали зубы и инкрустировали их нефритом, гематитом, обсидианом. Примером совершенства, по представлениям древнего народа, может послужить тело халачвиника — правителя майянского города-государства Чичен-Ица. Лицо воплощения божественных сил на земле сплошь покрыто татуировкой, мочки ушей проколоты и вытянуты, нос увеличен с помощью особого вещества и искривлен так, что напоминает орлиный клюв. Зубы сточены до формы зубьев пилы и украшены нефритовыми пластинками.

После открытия Колумбом Америки местные племена, наряду с татуировкой, стали практиковать раскрашивание тела. Постоянные рисунки делались в основном женщинам, что объясняется, вероятно, их постоянным положением в обществе. Мужчины наносили на тело временные орнаменты в определенных случаях и с разными целями.

Нательная живопись у южноамериканских индейцев, так же как и у других народов, несла информацию о социальном статусе, иногда свидетельствовала о принадлежности женщины к определенной общественной группе. Известно, что в одном из южноамериканских племен знатным женщинам наносили татуировки на руки от плеча до запястья и лишь в редких случаях на лицо.

Мужчины делали боевые и ритуальные рисунки в основном перед охотой или после нее, а также во время некоторых обрядов.

В отдельных племенах татуировали детей с наступлением половой зрелости.

По обычаям индейцев, наносить татуировки могли только пожилые женщины. Сначала они рисовали основные линии углем, затем колючками от кактусов или острой костью делали проколы, в которые втирали сажу, смешанную со слюной, соком плода женипапы или золой некоторых видов пальм.

Изучение быта южноамериканских племен показало, что индейцы нередко наносили на тело орнаменты просто для украшения. Ученые пришли к такому выводу после того, как обратили внимание на сходство нательных рисунков с узорами, украшающими глиняную посуду, циновки, одежду и другие предметы обихода.

К середине XX века татуирование практически перестало использоваться индейцами. В отдельных племенах сохранилась лишь традиция раскрашивать тела. Наносимые рисунки отличались простотой и незатейливостью. Известно, что женщинам племен гулупи и мака после замужества наносили на щеки узор из синих полос и ромбов.

Североамериканским индейцам также знакомо татуирование. У разных племен нательные рисунки наносили в основном женщинам (племена камиа и тюбатулабал), иногда представителям обоих полов (Южная Аляска).

 
   
Сайт разработан компанией «promoufa» —
создание сайтов Уфа.
© 2007 Tattoconvention.ru All rigts reserved
Rambler's Top100