История татуирования

Татуирование — процесс нанесения на тело рисунков путем вкалывания и введения под кожу красящих веществ. Производится специальными приспособлениями — иглами (деревянной, костяной, металлической) или татуировочной машинкой. Нередко этим термином также обозначают рубцевание (нанесение рубцов путем механического повреждения кожи) или шрамирование. Татуировка распространена практически во всех странах мира (кроме некоторых районов Китая), однако гораздо чаще встречается у людей со светлой кожей. У темнокожих народов большей популярностью пользуется метод шрамирования.

История татуирования насчитывает не одно тысячелетие. Согласно одним источникам, нательное рисование зародилось свыше 6 тысяч лет назад, по другим, ему не более 5300 лет. То, что искусство это очень древнее, подтверждают письменные источники и археологические на-ходки. Первые образцы тату были найдены при раскопках египетских пирамид. На обнаруженных там мумиях, которым не менее 4 тысяч лет, отчетливо видны татуировки.

По мнению исследователей, татуирование появилось еще в эпоху первобытного общества. Первоначально рисунок, наделяемый определенными свойствами (для отпугивания злых духов, для удачной охоты и др.), наносился на тело красками. Однако изображения были недолговечными, поэтому возникла необходимость в более стойких узорах.

Татуирование появилось случайно. Заметив, что после ожогов и порезов, в которые случайно попала сажа или любая краска, кроме шрамов, на коже образуются причудливые несмываемые рисунки, люди начали наносить повреждения намеренно. Со временем шрамы стали отличительным знаком удачливых охотников и хороших воинов.

Нательные знаки у древнейших людей выполняли скорее информативную (указывали знак племени, рода, социальный статус обладателя и др.), охранительную (против болезней, бед, несчастий и др.) и магическую, чем декоративную функции. Местоположение и размеры изображаемого варьировались в зависимости от существующих традиций и обычаев, а также от фантазии самого человека.

Упоминания о нательных знаках древних народов (галлов, фракийцев, греков, германцев) встречаются в произведениях Геродота, Гиппократа, Ксенофонта и других античных авторов. Из письменных источников известно, что на-значение татуировок в ту эпоху также было раз-личным. Согласно сведениям Геродота (V век до н. э.), у фракийцев порезы на коже делали только людям благородного происхождения. Ксенофонт (V век до н. э.) упоминает о том, что богатые моссиники разрисовывали спину и переднюю часть тела.

Татуирование использовали даже для тайной переписки. Для этого обривали голову раба и наносили на кожу письмо. Когда волосы отрастали, невольник отправлялся в назначенное место.

Немало сведений имеется об обычаях нанесения татуировки и шрамов народами Ближнего Востока и Восточной Европы. Больше всего информации сохранилось о скифах. В «Истории» Гиппократа говорится о том, что они прижигали плечи, руки, грудь, бедра и чресла, «но не для чего иного, как из-за слабости и вялости, чтобы быть энергичнее». А царские скифы в знак скорби делали на руках надрезы, расцарапывали нос и лоб, отрезали часть уха и прокалывали стрелами левую руку.

У знатных алтайских скифов было принято наносить на тело изображения животных — хищных птиц, оленей, баранов, рыб и т. п., а также сцены из легенд и мифов. Рисунки были символичны, рассказывали об истории рода, несли социальную информацию.

Таким образом, в Древнем мире нательные рисунки играли довольно важную роль в жизни людей. Изображенный на теле орнамент нес всю необходимую информацию о его обладателе: личных качествах, социальном статусе, родословной и т. п.

С самого своего появления татуировка имела положительное значение. Однако с распространением христианства отношение к ней стало меняться — ее запрещали, считая греховной. Ссылались на Библию, в которой запрещается наносить какие-либо знаки на тело (Послание к левитам, 19:28). Итак, в большинстве стран Европы на татуирование был наложен запрет.

В эпоху Великих географических открытий тату в Европе стало свидетельством примитивности человека. Связано это было с тем, что среди жителей «новых» континентов, явно отстававших в научно-техническом развитии от европейцев, татуирование было широко распространено. Даже древнейшие цивилизации майя и ацтеков, во многом превосходившие в развитии европейцев, были отнесены к рангу диких.

Однако тату все-таки применяли: на протяжении многих веков его использовали для клеймения рабов и преступников. Так, например, в Европе шулерам ставили знак в виде шестигранника, браконьерам — в виде рогов, осужденным на галеры — надпись «GAL», пожизненно осужденным на исправительные работы — «TFP». В России клеймили рабов, сосланным в Сибирь наносили буквы «КТ», а во времена правления Ивана Грозного провинившимся на лбу выжигали букву «Б».

Но, несмотря на запреты, татуировки все же получили распространение в Европе Средних веков среди определенных кругов населения. В частности, их делали пилигримам, путешествующим по святым местам. Чаще всего они наносили изображения крестов, монастырей и религиозных реликвий. В эпоху Крестовых походов рыцари накалывали на тела плененных мусульман цитаты из Библии.

Представители высшего света делали нательные рисунки в виде символов власти и фамильных гербов. Простой народ обходился незатейливыми любовными картинками.

Но самой большой популярностью татуировки пользовались среди мореплавателей, особенно тех, кто часто ходил в южные моря. Со временем тату стало своего рода визитной карточкой моряков. Чаще всего они наносили на тела имена и изображения любимых девушек, а также распятие, которое считалось оберегом от несчастий. Среди матросов бытовало устойчивое мнение, что в случае кораблекрушения ни одна акула не осмелится напасть на обладателя такого тату. Аналогичными свойствами наделялось изображение змеи. Татуировка в виде свиньи или петуха на ноге призвана была помочь потерпевшим крушение благополучно добраться до берега.

Кроме этого, наносили рисунки в виде розы — символа любви, скрещенных якорей, сердец, обнаженных женщин. Часто эти символы, например якорь, крест и два горящих сердца, объединяли в один орнамент. Символами морской удачи и счастья являлись изображения женщины, якоря, спасательного круга и дельфина. Изображение черепахи свидетельствовало о том, что мореплаватель пересекал экватор.

В других странах мира, в частности в Америке, Индии, Полинезии и Японии, татуирование было широко распространено. Жители этих государств щедро украшали свое тело татуировками, при этом у богатых или занимающих высокое социальное положение людей нательные рисунки были самыми роскошными. А вот невольникам тату не делали.

Татуировки чаще всего делались с определенной целью. Большое значение имели цвет, месторасположение, а также сам рисунок. В некоторых племенах по подобным признакам можно было узнать социальный статус или принадлежность к определенному роду. Например, у маори сложные татуировки делались только знатным соплеменникам благородного происхождения. Стоит отметить, что татуировки этого народа отличались не только красотой, но и сложностью. Орнаменты складывались в сложные сюжеты, однако при этом располагались на теле строго симметрично.

Некоторые американские племена наносили соответствующие изображения во время войны с соседним племенем. Жители полинезийских островов выполняли нательные рисунки в виде животных, являвшихся тотемом рода.

Однако со временем первоначальный смысл многих изображений утратился, их стали наносить на различные участки тела, а не на специально предназначенные. Все чаще стали делать декоративные наколки. Впрочем, именно это обстоятельство сыграло главную роль в развитии искусства татуировок.

Мотивы декоративных татуировок были самыми разнообразными. Например, в Японии тело покрывали изображениями человеческих фигур, растений, ландшафтов. У некоторых племен Северной Америки было принято рисовать на щеках перо, а на животе дерево.

Само понятие «татуировка» в Европе стало известно лишь в XVIII веке благодаря мореплавателю Джеймсу Куку.

Известный английский капитан впервые увидел тату на Таити. У местных племен татуировки не только являлись украшением, но и несли определенную социальную информацию. По типу узора можно было определить статус аборигена в племени: чем роскошнее рисунок, тем выше было положение его обладателя. По представлениям аборигенов, прародителями большинства родов были животные (черепахи, дельфины), поэтому довольно часто на тело наносились их изображения.

Великолепные нательные тату так сильно поразили европейских мореплавателей, что перед отъездом на родину они не только сделали себе подобные, но и взяли с собой полностью татуированного полинезийца — Великого Омаи, являвшегося своего рода живой галереей тату.

С тех пор практически на всех массовых сборищах — ярмарках, народных гуляньях — обязательно присутствовали татуированные аборигены. Но к концу XIX века волна интереса к татуированию постепенно спала. Кроме моряков, нательные рисунки делали в основном представители рабочего класса (литейщики, горнодобытчики) и солдаты. Последние наносили изображения любимых, адреса и даже тексты писем родным. Сюжеты татуировок не отличались разнообразием и ограничивались в основном незамысловатыми картинками и афоризмами. Это обстоятельство привело к застою в искусстве татуировки, к снижению творческого мастерства до пошлости и банальности. Вплоть до середины XX века тематика тату ограничивалась простейшими изображениями, нередко напоминающими лубочные картинки.

Расцвет татуировочного искусства совпал по времени с зарождением контркультуры 1960-х годов. В среде хиппи, рок-музыкантов и панков наколки стали одной из форм выражения протеста против существующих ценностей и норм поведения. Сюжеты полностью соответствовали духу новой молодежной культуры — изображали черепа, кресты, крыс и т. п. Вслед за кумирами нового времени наносить тату стала молодежь, и вскоре татуировка перестала считаться чем-то неприличным.

Именно в этот период начались смелые эксперименты по поиску образов, создавались новые стили, школы и направления. Изучение культур Дальнего Востока, Полинезии, Америки, России и других регионов, значительно обогатило и расширило рамки тату. В настоящее время во многих странах мира татуирование вновь популярно и очень модно.

 
   
Сайт разработан компанией «promoufa» —
создание сайтов Уфа.
© 2007 Tattoconvention.ru All rigts reserved
Rambler's Top100