Татуировки жителей Японии

В Японии, которая считается второй родиной Татуировки, это искусство называется «ирэдзуми» и насчитывает не одно столетие. Об этом свидетельствуют обнаруженные в могилах V века терракотовые фигурки ханива, покрытые замысловатыми узорами.

Об ирэдзуми есть упоминания и в литературных источниках - первых рукописных памятниках, в том числе в «Кодзики» (710 год).

В них, в частности, говорится о том, что влюбленные выкалывали себе имена любимых вместе с иероглифом «иноти» («жизнь»), что значило «любовь до гроба». Приверженцы буддийской веры наносили на кожу обращенные к Будде молитвы. Считается, что искусство татуировки японцы заимствовали у соседствующего с ними племени айнов, проживающего на Японском архипелаге. Значения японских татуировок не отличалось разнообразием. В древних китайских хрониках упоминается о жителях страны Ва (Япония), украшавших себя татуировками, указывающими на их социальное положение. Нередко нательные орнаменты наносили с декоративной целью.

Спустя несколько столетий (в У1-УП веках) татуировка приобрела негативный смысл. Ее стали использовать для клеймения преступников, а также людей из касты неприкасаемых, деятельность которых с буддийской точки зрения считалась преступной, — палачей, могилыщиков, мясников.

Последним на предплечье ставили крест или линию. Преступникам делали на лбу татуировки в виде иероглифа «собака», на правой руке — двойное кольцо, на левом плече — круг. В каждой местности было свое клеймо, поэтому легко было узнать, где именно человек совершил преступление.

В Японии обладатель позорного клейма становился объектом народного гонения, что было тяжелейшим и унизительнейшим наказанием. Поэтому преступники старались как можно быстрее избавиться от этого знака. Мастера наносили рядом с клеймом новые линии, сливая их в один новый, более сложный маскирующий орнамент.

По одной версии, именно это время можно считать началом зарождения тату-искусства. Татуировщикам той эпохи приходилось проявлять особое мастерство, чтобы позорное клеймо потерялось на фоне общего рисунка.

В Средние века в Японии на ирэдзуми был наложен запрет, Связано это было с тем, что

в то время население строго делилось на сословия: самураи, мастеровые, крестьяне и т. д. Для каждого сословия были строго определены свои допустимые виды жилья, одежды, прически, развлечений и т. п. Нарушение предписаний преследовалось законом. А так как нательные рисунки не входили в установленные рамки, то они попадали под официальный запрет.

Тем не менее искусство украшения тела не исчезло совсем. К концу XVII века татуировки пользовались большой популярностью у представителей низших слоев общества — актеров, пожарных, профессиональных игроков, торговцев, поденных рабочих, гейш, якудзы. У последних орнаменты ирэдзуми стали своего рода опознавательным знаком, поэтому в течение долгого времени татуированных обходили стороной.

Из-за запрета людям приходилось скрывать нательные рисунки. В результате японская татуировка приобрела новую особенность. Тату наносили таким образом, чтобы оно не было видно из-под одежды, характерной для каждого сословия. Ирэдзуми наносили на все тело, кроме открытых частей рук, ног и средней части груди.

Новая волна увлечения ирэдзуми приходится на вторую половину XVIII века. Именно в это

время в Японии стал очень популярен переведенный с китайского языка роман «Суйкодэн» о приключениях воинов, объединившихся в разбойничью шайку и боровшихся за справедливость. Изображенные на иллюстрациях благородные разбойники были роскошно татуированы. Начало XIX века ознаменовано зарождением буржуазии, Любимым развлечением представителей этого класса было посещение увеселительных кварталов и театра кабуки. Пристрастия известных актеров и куртизанок, больших почитателей ирэдзуми, не могли не повлиять на других людей. Популярность татуировки росла, и правительство было вынуждено ослабить запреты.

Однако к концу XIX века запреты вновь ужесточили, так как, по мнению правительства, иностранцев мог шокировать вид разрисованных местных жителей. Это создало бы неверные представления о стране. Но совершенно неожиданно представители других стран заинтересовались этим древним искусством. Так как запреты касались только японцев, у мастеров не было отбоя от клиентов: заезжих моряков, путешественников, коммерсантов. Коснулось увлечение самобытным японским искусством и высокопоставленных особ, среди которых были герцог Иоркский (будущий английский король Георг V) и цесаревич Николай Александрович Романов (будущий российский император Николай II), вернувшийся домой с образцом творчества знаменитого мастера Хорите.

Несмотря на большую популярность во всем мире японского стиля, у себя на родине это древнее искусство постепенно приходило в упадок. Даже окончательное снятие запрета после Второй мировой войны не помогло полностью восстановить ирэдзуми. Были утрачены многие секреты древних мастеров, на смену им пришли новые технологии. Их использование, однако, не позволяло во всей красе воспроизводить многоцветные татуировки.

Тем не менее в наше время японская тату-ировка, отличающаяся красочностью, объемностью, глубиной и стойкостью цвета, по-прежнему пользуется большой популярностью. Ее даже считают отдельным направлением тату-искусства. А так как первоначальное значение многих символических изображений утрачено, то большинство рисунков наносится с чисто декоративной целью.

Что касается сюжетов и мотивов ирэдзуми, то следует сказать, что практически с самого своего появления японские татуировки несли определенную информацию. Например, в древности нательный орнамент говорил о социальной принадлежности обладателя тату.

Позднее стали встречаться любовные и религиозные татуировки. Первые чаще всего делались в знак вечной любви и преданности. Религиозные татуировки носили приверженцы буддийской веры. Это были изображения Будды, святых буддийского пантеона, чаще всего богини милосердия Каннон. Нередко мужчины создавали на своем теле целые картины на религиозные сюжеты: легендарные короли-защитники Нио, священные стражи ада Фудо, изображение которых должно было отпугивать злых духов.

Однако самой большой популярностью всегда пользовались татуировки с растительными орнаментами, а также образы животных и изображения на мифические темы.

Среди татуировок с цветочным орнаментом наиболее часто встречались изображения любимых японских растений: цветка пиона, символизирующего здоровье и благосостояние, хризантемы — стойкость и решительность, цветущей сакуры — быстротечность, иллюзорность жизни.

Из животных наибольшее предпочтение клиенты отдавали изображениям черепах, тигров, карпов, змей, драконов, являвшихся символами мужественности, мудрости, настойчивости, долголетия и силы. Взаимодействие с западной культурой не могло не отразиться на тематике ирэдзуми. Однако следует сказать, что тюремная тематика, впрочем, как и любая другая, несущая заряд агрессивности, у японцев не прижилась, даже в среде мафиози-якудза. Стоит добавить, что японцы не используют иероглифы, хотя так ошибочно считают некоторые западные мастера, далекие от глубокого познания восточной философии в целом и японского мировоззрения в частности.

Пожалуй, главная особенность японской школы нательной живописи заключается в том, что жители Страны восходящего солнца всегда предпочитали делать на своих телах масштабные сюжетные картины или орнаменты, покрывающие практически все тело. Японцы не используют отдельные рисунки и надписи, считая, что только единое изображение не мешает восприятию.

За многовековую историю в Японии сложилась своя техника нанесения татуировки. У японских мастеров имеется целый набор татуировочных инструментов, которые называются «хари». Набор включает в себя до 15 приспособлений, состоящих из закрепленных в деревянной ручке пучков стальных иголок (от 2 до 10 штук). Каждый из них предназначается для определенных работ.

Например, хари с 2 тонки-ми иглами используют для нанесения контура, с более толстыми — для заполнения пространства.

Краски для татуировки используют в основном растительного и минерального происхождения. Палитра состоит из нескольких основных цветов, однако опытные мастера способны воспроизводить с их помощью большое количество тонов и полутонов. Кстати, молодые тату-мастера свободно используют современные химические красители, что значительно сокращает время нанесения татуировки. Однако традиционные мастера ирэдзуми считают это недопустимым.

Сеанс ирэдзуми продолжается около часа ежедневно в течение нескольких месяцев. Стоимость подобного удовольствия доходит до нескольких тысяч долларов, поэтому уважающие себя мастера работают только с солидными клиентами по соответствующей рекомендации. Кроме этого, мастера не принимают заказов на небольшие рисунки, так как считают, что они не стоят усилий. Только масштабные рисунки могут доставить эстетическое удовольствие и клиенту, и самому мастеру. Сюжеты, кстати, берутся только с гравюр известных живописцев укие-э.

После завершения всех предварительных процедур мастер переходит к основной работе. На первом этапе — судзи — выполняется контур рисунка, на втором — бокаси — заполняется его внутренняя часть. Кстати, бывали случаи, когда клиенты после первого сеанса переходили к более дешевым мастерам, тем более что по имеющемуся намеченному рисунку было легче закончить работу. Были и такие, которые отказывались от продолжения работы из-за болезненности процедуры. Таких людей в Японии презрительно называют недоделанными.

Завершив работу, мастер обязательно оставляет на теле (на бедре или под мышкой) клиента свою подпись, которая по традиции состоит из нескольких частей: иероглифа «хори» («резьба») и личного имени. А так как имена переходят из поколения в поколение, то после имени ставят цифру, например Хорицунэ III.

 
   
Сайт разработан компанией «promoufa» —
создание сайтов Уфа.
© 2007 Tattoconvention.ru All rigts reserved
Rambler's Top100