Татуировки жителей Океании

Обширный материал об обычаях и нравах коренного населения Океании, Юго-Восточной Азии и Австралии собрал во время своего путешествия российский путешественник и этнограф Н. Н. Миклухо-Маклай. В своих работах он немало внимания уделил татуировкам аборигенов, сделал несколько зарисовок местных узоров.

Н. Н. Миклухо-Маклай отметил, что местные жители использовали как рубцевание, так и татуирование, особенно цветное. Последнее пользовалось большой популярностью, так как особая техника нанесения позволяла создавать тонкие линии, сложные и симметричные орнаменты.

Нательные рисунки делали как мужчины, так женщины. Они покрывали ими почти все части тела от головы до ног. Некоторые женщины татуировали только лицо, грудь, плечи или живот. Соплеменники благородного происхождения и их ближайшие родственники имели самые красивые и большие наколки.

Нательные узоры выполняли в основном информативную функцию (указывали на социальный статус), иногда культовую. По верованиям аборигенов, того, кто отказывался делать татуировку при жизни, после смерти ждало страшное наказание.

Обряд нанесения татуировок почитался как священный, поэтому занимались этим делом в основном жрецы, пользовавшиеся всеобщим уважением. Для каждого жреца выстраивали специальное жилище, в котором было несколько комнат для клиентов. Б течение всего времени нанесения татуировок вокруг дома продолжалось песнопение местных жителей, прославлявших жреца и его работу.

В качестве инструментов аборигены использовали шипы растений, острые рыбные костя и ракушки.

У маохи, коренного населения Таити, обряд татуирования был одним из главнейших. Мужчины-воины наносили на тело новые знаки после очередной победы над другими племенами. Не делали татуировки только на лице, ладонях и ступнях. По количеству подобных отметок можно было судить о храбрости и мужестве воина.

Кроме этого, татуировка у маохи указывала на социальный статус. Носили ее как мужчины, так и женщины.

О большой социальной значимости татуировок жителей островов Тихого океана можно судить по племенам Индонезии и Полинезии. Практически все важные события в жизни, от рождения до смерти, связаны у них с татуированием. У коренного населения это искусство передавалось из поколения в поколение и достигло высокого мастерства. Люди щедро украшали свое тело великолепными орнаментами по каждому важному поводу. Поэтому по нательным рисункам легко можно прочитать всю биографию обладателя тату.

Техника нанесения тату у полинезийцев очень интересна. Мастера сначала намечают на коже контур рисунка. Затем по указанным линиям вкалывают краску, приготовленную из миндаля и семян деревьев. В качестве инструмента используют прикрепленный к палочке зуб акулы или острый резец, изготовленный из ракушек или черепашьего панциря.

После нанесения татуировки участок кожи смазывают маслом, кровоостанавливающими средствами, посыпают древесным углем. Чтобы заживление происходило быстрее, клиентам назначают специальную диету. Так как процедура

нанесения тату очень длительная, то клиентам порой приходится жить в доме мастеров по несколько недель.

У представителей новозеландского племени майори принято делать на лице маскообразную татуировку — моко, которая обозначает племенную принадлежность, статус, сообщает о личных достоинствах и т. п. Она настолько индивидуальна, что во время продаж своих земель англичанам майори использовали ее точную копию в качестве личной подписи для купчих и даже вместо отпечатков пальцев.

У майори самые красивые и сложные маски наносились родовитым представителям племени. Человек, не имеющий на лице моко, назывался пустым лицом. Он находился в положении раба, так как был лишен всех прав.

Кроме этого, маски служили боевой раскраской и показателем доблести мужчины. По традициям майори погибшему воину, имеющему моко, оказывали высшую почесть — отрезали голову и хранили ее как главную ценность племе­ни. Неразрисованные трупы воинов оставляли непогребенными.

Моко представляет собой довольно сложный орнамент, образованный многочисленными узорами. Техника нанесения довольно своеобразна и напоминает работу резчиков по дереву: с помощью специального приспособления, напоминающего долото, на коже лица делаются надрезы.

Орнамент для классических моко образуется из традиционного набора узоров, каждый из которых наносится на определенную область лица. Рисунок составляется из спиралей, волн, лент и меандров, чаще всего он симметричен. Так, например, на лбу рисуют лучеобразно расходящиеся линии (тивхана), которые начинаются от переносицы, проходят над бровями и опускаются к ушам. Нос и щеки украшают спиралями (ререпи и понги-анга), подбородок — спиральными линиями (пу-кауваэ), область от подбородка до ноздрей — параллельными закругленными линиями (ререпехи). унок, расположенный в верхней части лба, называется пухоро, в нижней — тити. Татуирование иголками выполняли на других частях тела (бедрах, ягодицах). В качестве узоров использовались спирали и ломаные линии. Область нане­сения наколок у майори ограниченна. Так, например, мужчинам нательные орнаменты делали только на лице, а также от пояса до колен, женщинам — только на лице. В некоторых случаях мужчины делали наколки на груди, запястье и даже на языке и интимных местах.

Женщины майори также не представляли жизни без татуировки. По их представлениям, только линии на губе могут спасти от надвигающейся старости, а значит, от увядания красоты.

Поэтому даже самая прекрасная внешне новозеландка, не имеющая линий в уголках рта, рискует остаться без спутника жизни.

Искусство нанесения на тело сложных растительных и абстрактных орнаментов хной возникло в Индии, где и достигло совершенства. Здесь же сформировались основные традиции и способы применения хны.

Роспись тела хной имеет большое значение в индийской культуре. Каждый узор является носителем определенной информации: например, сообщает о подвигах мужчины на войне или охоте, рассказывает о постигшем семью го-ре. Кроме этого, он помогает справиться с трудностями и неприятностями, выйти с честью из сложного положения. Нательные орнаменты наделялись магическими, охранительными и любовными свойствами. Немаловажное значение имел цвет рисунка. Так, например, красный был цветом войны и символом успеха, синий символизировал трудности и поражения.

Самое широкое применение хна нашла у представительниц женского пола. Чаще всего орна­менты наносят на руки и стопы, где кожа тоньше, поэтому хна там держится дольше всего. В Северной Индии женщины с помощью нательного рисунка пытаются подчеркнуть природную красоту или усовершенствовать ее. Женщины народа байга уверены, что татуировка является обязательным атрибутом любви, и используют ее в качестве возбуждающего средства.

В Индии традиция расписывать тело хной тесно связана со свадебным обрядом. За день до церемонии бракосочетания старшие родственницы наносят невесте церемониальные узоры на руки и бедра, заодно посвящая будущую супругу в секреты семейной жизни.

По мнению исследователей, подобное искусство следует считать больше женским, чем мужским. Нанесение орнаментов было сродни вышиванию: узоры состояли из изображений цветов и растений. Секреты древнего искусства передавались женщинами из поколения в поколение, от старшей к младшей, и строго хранились в семье. По этой причине данный вид нательной живописи до сих пор недостаточно изучен.

Техника нанесения узоров хной не отличалась сложностью. Красящую пасту готовили из смеси чая, растительных масел, соков и хны. Следует сказать, что индийские женщины не боялись экспериментировать и смело применяли новые рецепты.

 
   
Сайт разработан компанией «promoufa» —
создание сайтов Уфа.
© 2007 Tattoconvention.ru All rigts reserved
Rambler's Top100