Татуировки народов восточной Европы и России

История татуировок у славянских народов насчитывает несколько тысячелетий, первые упоминания о них встречаются уже у римских историков III века н. э.

У праславянские племен татуировка существовала уже в эпоху неолита. Для ее нанесения применяли специальные глиняные печати — питандеры. На прессы наносились элементы ромбомеандрового орнамента. Этими узорами покрывали все тело. Рисунку татуировок славяне придавали магическое значение — он играл важную роль в ритуалах культа плодородия. Татуировки женщин считались оберегами домашнего очага. Некоторые рисунки использовались как защита от болезней, злых духов. Татуировки могли указывать на принадлежность человека к определенному роду или племени.

У сербов и поляков наибольшее распространение получили растительные мотивы татуировок, часто встречались символические изображения солнца. Воины наносили растительный орнамент на руки. Эти татуировки были обнаружены в конце XIX века австрийскими учеными Леопольдом Глюком и Чиро Трухелкой.

Следует отметить, что у восточных и западных славян было много общего в мотивах татуировок и местах их расположения. Обычай запорожских казаков сбривать волосы на голове и покрывать тело татуировками ведет свое происхождение от древних языческих традиций.

К моменту образования Киевской Руси татуировки русичей практически утратили свое магическое значение, оставшись лишь знаками принадлежности к роду или социальной группе.

В дальнейшем развитие татуировки шло в двух направлениях: с одной стороны, это были клейма преступников, с другой — гербовые знаки у бояр, князей и других представителей знати. Позже, по мере развития и укрепления армии, стали появляться татуировки армейские, как знак принадлежности к определенному полку или роду войск.

Скифские и родственные им племена широко использовали татуировки в ритуальных целях, а также для указания социального статуса человека. В 1948 году во время археологических раскопок в Пазырыкских курганах было обнаружено погребение вождя родственного скифам алтайского племени саков, обитавшего в Северном Причерноморье. Тело вождя было покрыто татуировкой, в которой преобладали анималистические мотивы.

Одна из татуировок изображала грифона с длинным хвостом.

Рисунок начинался на передней части тела, проходил под левой рукой и заканчивался над левой лопаткой.

На правой руке и правой ноге также имелись рисунки с животными мотивами: изображения кулана или осла, горного барана, фантастических зверей.

Татуировка на левой руке представляла собой три отдельных рисунка: двух прыгающих оленей и барана.

На правой ноге на наружной стороне голени была изображена крупная рыба, на стопе — чудовище с клыками, рогами и тремя птичьими головами.

В 1993 году на Алтае было обнаружено мумифицированное тело молодой женщины, руки которой от плеч до кистей покрывала татуировка. Имелись рисунки и на фалангах некоторых пальцев.

Подобные татуировки, по мнению исследователей, накалывали острым предметом. В качестве красителя использовали, предположительно, сажу.

Фантастические мотивы татуировок свидетельствуют об их магическом смысле и связаны с культом шаманизма, который сохраняется у алтайских и других восточно-европейских народов по сей день.

Татуировки у эскимосских народов Сибири имеют очень древнюю историю и общие корни, что можно заключить из повторяющихся мотивов в рисунках.

Татуирование у сибирских народов было широко распространено вплоть до 30-х годов XX века, на протяжении нескольких столетий оно не претерпело почти никаких изменений.

Встречались преимущественно примитивные рисунки: прямые линии, схематичные изображения человека и животных. Наиболее распространенными элементами орнамента были прямые и дугообразные линии, круги, спирали, эллипсы, лопатки, трезубцы, скребки.

Очень популярна была, особенно у приморских народов, фигура в форме буквы У, так как по форме она напоминала хвост кита — животного, дававшего средства к существованию целым селениям. У мужчин такая татуировка располагалась в уголках рта, у женщин — на руках или щеках.

Способ нанесения татуировок у эскимосских племен был довольно оригинальным: игла с закрепленной на ней окрашенной нитью вводилась под кожу и продергивалась под ней. Красителем чаще всего служила сажа. Подобная техника не позволяла выполнять слишком мелкие или сложные рисунки, однако давала возможность за короткое время нанести татуировку на большой участок кожи.

Татуировки мужчин были гораздо проще, чем у женщин, и состояли в основном из простейших элементов. Рисунки наносились на щеки, в уголки рта, на виски, на лоб.

Женские татуировки отличались большим разнообразием и сложностью. Параллельные вертикальные линии часто наносились на подбородок, лоб и переносицу. На щеках выполнялся сложный узор из разнообразных элементов.

Татуировками украшали и тыльную поверхность кистей рук, запястья, нижнюю часть предплечья; при этом рисунки на руках могли быть как одинаковыми, так и слегка различными.

Татуировки у ханты и манси, а также некоторых тунгусских племен имели свои особенности. До сих пор неизвестен смысл их орнаментов, однако существует мнение, что процесс татуирования у этих народов был преимущественно женским делом, хотя рисунки имелись у представителей обоих полов.

Мужские татуировки обозначали, вероятно, принадлежность к роду или семье, орнаменты у женщин изображали зверей и птиц.

Современные модели isan. | Знаю, что аксессуары для свадебной фотосессии станут вашим особым сценарием торжества.
 
   
Сайт разработан компанией «promoufa» —
создание сайтов Уфа.
© 2007 Tattoconvention.ru All rigts reserved
Rambler's Top100